Новая теория энономики
Почему происходит разделение труда:
Кому это надо


Новая теория энономики
Зачем люди обмениваются:
Что получает человек от обмена


Новая теория энономики
Где и как рождается прибыль:
Отчего зависит прибыль


Новая теория энономики
Самая выгодная торговля:
Купечество - мечта бизнесмена


Новая статья
Экономическая программа для России:
Что выгодней облагать налогами


Новая статья
Основы борьбы с кризисами:
Как и за чей счет выходить из кризисов

Новая теория экономики
Книга "Обмен" - Производительность и разделение труда

Книга "Обмен" - Оглавление




    Нет смысла изучать суть обмена и экономику в целом, не зная или не понимая сути основных показателей ее эффективности. Для определения уровня состояния и развития экономики на любом предприятии (у любого производителя), группы предприятий, государства в любое время, в любой момент имеется такой показатель как производительность труда.

     1. Производительность труда

      Что такое производительность труда? Все примерно знают, что это такое. Но все же приведем пример.   

    Допустим что, какой-то человек за 10 часов (назовем это рабочим временем) поймал 10 кг рыбы. Это означает, что в среднем он вылавливал 1 кг рыбы в час (10 кг рыбы/10 часов) или на поимку 1 кг рыбы он затрачивал в среднем 1 час времени (10 часов/10 кг рыбы). Первый показатель принято называть выработкой, а второй – трудоемкостью.

      Выработка - это количество произведенного продукта в единицу времени.

     Трудоемкость - это количество времени, затраченное на единицу продукта.

     Теперь просто изменим этот пример. Пусть, данный рыбак за те же 10 часов поймает не 10, а 8 кг рыбы. Причины, по которым это могло произойти, в данный момент нам не важны. Понятно, что меньший улов  рыбака за одно и тоже время означает ухудшение эффективности его лова. И в этом случае его выработка будет равна 0,8 кг рыбы в час (8 кг рыбы/10 часов), а трудоемкость станет 1 кг рыбы 1,25 часа рабочего времени (10 часов/8 кг рыбы). Заметим, что при ухудшении производства, в нашем случае ловли рыбы, первый показатель уменьшается, а второй – возрастает

     Или, какой-то человек изготовил за те же 10 часов 5 дротиков. Что означает, его выработка равна 0,5 дротика в час (5 дротиков/10 часов) или его трудоемкость будет равной 1 дротик за 2 часа рабочего времени (10 часов/5 дротиков).  

     Изменим эти показатели. Допустим, что этот же человек на следующий день за эти же 10 часов изготовил уже 8 дротиков, а не 5. То в этом случае его выработка становится 0,8 дротика в час (8 дротиков/10 часов) или трудоемкость 1 дротик за 1,25 часа (10 часов/8 дротиков). Заметим, что в этом случае первый показатель возрастает с 0,5 до 0,8, а второй, наоборот, падает с 2 до 1,25.   

     Понятно, что основным показателем затрат человеческого труда является время, а уровень эффективности использования этих затрат или рабочего времени и называется производительностью труда. А проще и понятнее.

     Производительность труда – это скорость производства продукта.

Производительность труда может быть индивидуальной, групповой (например, семейной, бригадной), какого-либо предприятия, группы предприятий (например, отрасли) или целого государства. Кроме того, производительность труда может отражать производство какого-либо определенного продукта, а также производство его отдельных частей, полуфабрикатов.   

     Производительность труда является важнейшим показателем уровня развития любого вида производства, предприятия, отрасли, сообщества. От уровня производительности труда зависит, в конечном счете, уровень благосостояние предприятий, отраслей, государства и его граждан.   

      Производительность труда можно разделять на индивидуальную и общую.     Индивидуальная производительность труда может характеризовать уровень производительности отдельного человека, отдельного производителя (предприятия), группы людей, группы предприятий (например, отрасли), государства. Причем, определяться может, как уровень производства определенного продукта, так и группы производства, или производство всех производимых продуктов.

Общая (совокупная или общественная) производительность труда может характеризовать уровень производительности группы людей (бригады, например), предприятия, отрасли, государства, всего мирового сообщества, как при производстве какого либо отдельного продукта, так и при производстве группы продуктов или общее производство всех продуктов.

Если примеры индивидуальной производительности труда приведены уже выше, то примеры общей производительности проиллюстрируем так:

     Возьмем данные из предыдущего примера, то есть будем считать, что у нас имеется 2 производителя дротиков, один из которых производит за 10 часов 5 дротиков, а другой – 8. Уровень индивидуальной производительности труда в этих случаях уже показан выше. Определим теперь общий уровень производительности труда при производстве дротиков этих двух человек. Это будет 0,65 дротика в час ((5+8 дротиков)/(10+10 часов)) или их средние затраты 1,54 часа на 1 дротик ((10+10 часов)/(5+8 дротиков)). Для наглядности построим табличку 1.1.

Таблица.1.1.

 

Затраченное время, час

Изготовленные дротики, штук

Производительность

Количество в единицу времени, дротик/час (выработка)

Затраченное время на единицу продукта, час/дротик (трудоемкость)

Производитель 1

10

 

5

0,5

2

Производитель 2

10

8

0,8

1,25

Общие, средние

20

13

0,65

1,54

     Теперь поняв суть и важность уровня производительности труда как показателя степени развития экономики любой ее единицы от одного человека до государства, продолжим наши познания.

      2. Простейшее разделение труда

        Рассмотрим следующий пример.

        Каким образом происходит распределение обязанностей и благ внутри семьи? Здесь, конечно у каждого свое мнение, но определим основные принципы, скорее экономические подходы этого деления.

        На чем основано семейное разделение труда в каждой нормальной семье? Если не учитывать различные нюансы, то на том, что один член семьи что-то любит и умеет делать лучше других ее членов. И это оказывается выгодно всем как раз с экономической точки зрения, если правильно разделить обязанности между членами семьи. Допустим, что семье из двух человек надо посадить на своем загородном земельном участке три грядки моркови. Пусть условно весь этот процесс посадки моркови делиться на два этапа: предпосевная копка и рыхление грядки и непосредственно посадка семян моркови. При этом известно, что муж вскапывает и рыхлит землю в два раза быстрее жены, но жена в два раза быстрее умеет непосредственно сажать морковь, нежели муж. Если семья все работы будет делать совместно, т.е. и муж и жена сначала вместе вскопают все грядки, а затем вместе их будут засаживать, то, если допустить, что на вскапывание они затратили на все три грядки 2 часа, и 2 часа на посадку. В этом случае нетрудно подсчитать, что в целом семья всего на обработку земли и посадку затратила 4 часа. Из условия, после нехитрых расчетов, следует, что муж вскапывает землю со скоростью 1 грядка в час, жена 0,5 грядки в час, в то же время муж непосредственно сажает морковь со скоростью 0,5 грядки в час, а жена 1 грядку в час. Построим табличку для наглядности.

Таблица 1.2. (Совместная копка и посадка)

Вид работ

Количество грядок, шт.

Общая выработка, грядок в час

Затраченное время, час

Численность работников

Общее затраченное время, человеко-часов

Совместная копка (муж + жена)

 

3

 

1,5 (1+0,5)

2

2

4

Совместная посадка (муж + жена)

 

3

 

1,5 (0,5+1)

2

2

4

Всего

 

 

 

 

8

      Теперь, предположим, что муж один вкапывает все грядки, а затем жена одна непосредственно засаживает все эти три грядки морковью. Что будет в этом случае?

      Сделав подсчеты, при применении такого раздельного труда получим, что муж один сможет вскопать все три грядки за 3 часа, а жена одна сможет их засадить морковью также за 3 часа. В итоге получится, что, применив раздельный труд, семья сэкономит 2 человека-часа или каждый член семьи сэкономит по 1 часу своего трудового времени при посадке моркови раздельным способом. То есть, если в первом случае и муж и жена сначала вскапывают все три грядки за 2 часа, а потом их засаживают также за 2 часа, то получается, что каждый из них был занят  4 часа, а вместе это получается 8 человеко-часов. Во втором же случае общая занятость составляет 6 человеко-часов.  Это наглядно видно при сопоставлении таблиц 1.2. и 1.3.

Таблица 1.3. (Раздельная копка и посадка)

Вид работ

Количество грядок, шт.

Общая выработка, грядок в час

Затраченное время, час

Численность работников

Общее затраченное время, человеко-часов

Раздельная копка (только муж)

 

3

 

1

3

1

3

Раздельная посадка (только жена)

 

3

 

1

3

1

3

Всего

 

 

 

 

6

     Данный пример дает право сделать следующие выводы. Во-первых, что не всякий совместный труд, оказывается, экономически оправдан. Вывод второй – любая семья (как, впрочем, и любая иная группа людей) может сэкономить время, затрачиваемое на внутрисемейные (внутригрупповые) работы при правильной организации труда, если будет учитывать различие в умении по отдельным видам, а нашем случае семейным, работ каждого члена семьи. Вывод третий – сокращение общего времени на выполнение какой-либо работы при прочих равных условиях есть повышение производительности труда, в данном случае общей при посадке моркови.

     Именно в этом и заключается смысл разделения труда. Но разделение труда совсем не обязательно предполагает только разделение труда как таковое. Существуют виды работ, которые экономически выгодней выполнять именно совместно. Например, если какой-то рыбак должен спустить лодку на воду, перетащить ее от своего дома до реки, то один он будет тащить ее волоком, допустим 2 часа. Предположим, что и второму рыбаку потребуется такое же время на спуск лодки на воду. Но, если они совместно будут перетаскивать сначала одну лодку в течение 0,5 часа, а потом вторую, с тем же затраченным временем, то в итоге получится экономия по времени. Если в первом случае их совокупно затраченное время на перетаскивание 2 лодок будет равно 4 часа (2часа+2часа), то во втором случае лишь 2 часа (0,5часа*2 лодки). Итог – экономия 2 часа на двоих (по 1 часу на каждого).

     Таким образом, разделение труда – это перераспределение выполнения трудовых процессов между людьми с целью увеличения как индивидуальной, так и общей (совокупной) производительности труда.

    3. Первое общественное разделение труда (межполовое)

     Шло время и на каком-то этапе своего развития человечество вдруг обратило внимание на то, что мужчины и женщины отличаются между собой не только тем, что одни мужчины, а другие женщины, но и тем, что мужчины и женщины по-разному выполняют разные работы. Женщины, например, больше склонны выполнять монотонные и продолжительные работы, мужчины больше предпочитают работы с большей физической нагрузкой, но не очень продолжительного характера и т.д. Именно это различие и легло в основу первого межполового разделения труда внутри сообщества.

     Это первое разделение труда имело сходство с современным семейным разделением труда в силу различий между мужчиной и женщиной, только в более крупном масштабе, а именно – общинно-родовом.

     Допустим в какой-то общине 10 мужчин и 10 женщин, которые совместно сначала собирают плоды (условно одинаковые) в течение 5 часов, а затем охотятся на мелких зверей (условно одних и тех же), также в течение 5 часов. Причем известно, что женщины собирают плоды лучше мужчин, допустим, в 2 раза, а мужчины лучше охотятся, чем женщины, пусть также, в 2 раза. Определимся, что в этом примере за первые 5 часов мужчины собрали 25 плодов, а женщины – 50, в то же время в течение последующих 5 часов мужчины добыли 10 зверушек, а женщины только 5. Нетрудно подсчитать, что совместно добытый продукт общины составил 75 плодов и 15 зверушек. См. таблица 1.4

Таблица 1.4. (Совместная охота и сбор плодов мужчинами и женщинами)

Пол

Затраченное время, час

Добыча, зверушки

Затраченное время, час

Добыча, плоды

Общее затраченное время, часов

Мужчины

 

5

 

10

5

25

10

Женщины

 

5

 

5

5

50

10

Всего

10

15

10

75

20

     Теперь предположим, что при прочих равных условиях  мужчины все 10 часов занимались охотой, а женщины эти же 10 часов только сбором плодов. В этом случае, при условии той же индивидуальной производительности труда при добыче зверушек и сборе плодов соответственно, и мужчин и женщин, мужчины добыли бы 20 зверушек (10/5*10), а женщины собрали бы 100 плодов (50/5*10). В этом случае общий добытый продукт в совокупности был бы гораздо больше (а именно в 1,33 раза – 20/15 и 100/75). См. таблица 2б. Здесь налицо преимущество раздельного способа добывания пищи, а, следовательно, и преимущества полового разделения труда.

Таблица 1.5. (Раздельная охота мужчинами и сбор плодов женщинами)

Пол

Затраченное время, час

Добыча, зверушки

Затраченное время, час

Добыча, плоды

Общее затраченное время, часов

Мужчины

 

10

 

20

 

 

10

Женщины

 

 

 

 

10

100

10

Всего

10

20

10

100

20

     Разумеется, что данное разделение труда происходило не одно моментно, а на протяжении довольно длительного периода, постепенно, в начале выделились одни «женские» работы, затем другие. Также происходило и с работами «мужскими», например, чистая охота, рыболовство и т.д. Первобытный человек далеко не сразу увидел и осознал преимущества данного разделения труда.  Но спустя время это разделение труда перешло в элементарную традицию, при которой появились раздельно женские и мужские обязанности, работы. Данное разделение труда принесло человечеству первые ощутимые экономические преимущества в виде роста общественно-родовой производительности труда.

     Исторически эти различия в умении что-либо делать лучше (хуже) одним членом семьи в сравнении с другими ее членами в последствии переросли в условное разделение обязанностей внутри семьи, которое развивалось, поддерживалось и воспитывалось народами в соответствии со своими традициями. В результате чего у большинства народов обязанности мужа и жены в своей основе согласно традициям определялись уже до брака.

     Следовательно, межполовое разделения труда – это перераспределение выполнения производственных процессов (обязанностей) между мужчинами и женщинами с целью увеличению общей (общинно-родовой) производительности труда. Это перераспределение происходит в силу различий в умении мужчинами делать что-то лучше женщин, и, наоборот, женщинами лучше мужчин. Это первое общественное разделение труда, основано на половом признаке.

      4. Различие человека физическое, умственное, духовное. Аксиома № 2

       Человек как все живое на Земле в первую очередь делится по половому признаку, и это его первое отличие друг от друга. Но кроме полового различия человеку свойственны и другие. Это различия, основанные уже на генетических, физиологических, природных, социальных и иных причинах.

      Например, в первобытном обществе, одни лучше бегали и возможно были загонщиками, другие точнее метали камни и дротики и были основными охотниками, третьи лучше других умели добывать огонь, кто-то лучше других обрабатывал шкуры, кто-то лучше ловил рыбу и т.д.

      После первого крупного разделения труда по половому признаку, постепенно началось второе внутриобщинное разделение труда, уже по умению. Как уже было сказано, это разделение проходило на основе уровня умелости при выполнении той или иной работы. В процессе развития данное разделение труда начинало приобретать постоянный характер. Внутри рода помимо женско-мужского разделения труда появилось разделение труда, напоминающее профессиональное. Одни «специалисты», например, лучше изготавливали орудия труда, другие лучше воевали, у третьих лучше получались земледельческие работы. Данное разделение труда начало поддерживаться при помощи определенного отбора и, пусть примитивной, но уже подготовки. Человек начал обучаться, более опытные сородичи начали передавать свой опыт молодым. Внутри общины появилось разделение обязанностей не только по половому различию, но и в зависимости от умения и подготовленности.

     С развитием разделения труда в виде определения каждому своих обязанностей, как постоянных, так и временных при выполнении определенных групповых (коллективных) работ, развивалась и система распределения. Со временем среди собратьев выполнение одних работ, требующих больше способностей и подготовленности, стало цениться больше других. Возможно, это могло отражаться и на увеличении или уменьшении получаемой части от общей добычи, возможно нет.

     Как уже отмечалось выше каждый человек, от своего рождения уже различен по отношению к другим по своим физическим и умственным способностям. К этому различию добавляется степень его развития в процессе воспитания, подготовки и дальнейшей жизни. В результате каждый человек в своей трудовой деятельности обладает различной подготовленностью в различных сферах хозяйственной деятельности в соответствии со своими навыками, умениями, опытом, знаниями и т.п. Это различие породило различие в умелости при производстве чего-либо, какого-либо продукта, т.е. каждый человек при производстве чего-либо стал обладать своим, определенным уровнем производительности.

     Чтоб понять суть разделения труда, а затем и обмена, необходимо четко уяснить основу современной экономики, это Аксиому № 2.

     Аксиома 2. Все люди различны по своим физическим, умственным, духовным и другим способностям и развитию. Это различие проявляется в том, что каждый человек, делая что-либо, выполняет это действие быстрее или медленнее в сравнение с другими людьми, более качественно или менее качественно. То есть, каждый человек в силу своей общей подготовленности в тот или иной момент обладает определенным уровнем индивидуальной производительности труда при производстве определенного продукта или его части.

5. Второе общественное разделение труда (внутри половое)

     На основе различий в умении началось второе общественное разделение труда.

     Данное разделение труда, как и предыдущее, принесло возможность дальнейшего роста общественной производительности труда. Принцип экономии затрат аналогичен предыдущему разделению труда. В реальной жизни, конечно, все сложнее и не так ярко выражено, но для простоты понимания, предлагается следующий пример.

     Допустим, что три мужика, из какого-то рода ловят и обрабатывают зверьков при помощи силков, каждый сам по себе вылавливает за 1 день по 4 зверька с учетом изготовления силков, нахождения места и их установки, непосредственного сбора и обработки добычи. Но у каждого из троих мужчин разное умение при выполнении всех этих трех составляющих охоты. Пусть оно будет таковым. Мужчина А изготавливает силки (4 штук) за 2 часа, на установку силков 4 часа, а на выемку добычи и ее обработку 4 зверьков 4 часа. У мужчины Б затраты распределяются следующим образом: изготовление 4 силков 4 часа, установка – 2 часа, сбор и обработка 4 часа. Мужчина В соответственно тратит 4 часа на изготовление 4 силков, на установку 4 часа и на выемку из силков и обработку дичи 2 часа. Для удобства восприятия составим  такую табличку.

     Таблица 1.6.

Мужчины

Изготовление силков

Установка силков

Выемка и обработка дичи

Общее затра-ченное время, час

Коли-чество

Затра-ченное время, час

Коли-чество

Затра-ченное время, час

Коли-чество

Затра-ченное время, час

 

А

4

2

4

4

4

4

10

Б

4

4

4

2

4

4

10

В

4

4

4

4

4

2

10

Вместе

12

10

12

10

12

10

30

     Такова картинка при раздельной охоте мужчин. Но вот, мужики собрались и подумали, «а не заняться ли нам охотой совместно». Исходя из уже имеющегося опыта и умения каждого, они определили, что силки лучше всех из них делает мужчина а, значит, пусть он их и делает на всех. Расставлять силки будет мужчина Б, у него это получается лучше других. А вот вынимать дичь и ее обрабатывать буде мужчина В.

     В таком случае, при прочих равных условиях, разумеется, с учетом неизменности умения в части умения каждого, 12 силков мужчина А изготовит за 6 часов, мужчина Б расставит 12 силков за 6 часов, а мужчина В, соответственно, за 6 часов соберет и обработает пойманных 12 зверьков. Представим таблично эту новую ситуацию затрат охотников.

     Таблица 1.6.б    

Мужчины

Изготовление силков

Установка силков

Выемка и обработка дичи

Общее затра-ченное время, час

Коли-чество

Затра-ченное время, час

Коли-чество

Затра-ченное время, час

Коли-чество

Затра-ченное время, час

 

А

12

6

0

0

0

0

6

Б

0

0

12

6

0

0

6

В

0

0

0

0

12

6

6

Вмести

12

6

12

6

12

6

18

     Как видим из таблицы, что в случае такого разделения обязанностей, при аналогичных условиях, каждый из мужчин в итоге экономит по 4 часа, а вместе они для добычи 12 зверьков потратили бы на 12 часов меньше, чем при охоте по первому варианту, когда каждый охотился сам по себе.

     Кроме того, если каждый из них, после перехода на поточный метод охоты, мог бы эту экономию по времени пустить на дополнительное свое производство, даже того же направления. Если допустить, что в дальнейшем каждый будет также, как и в первом варианте работать по 10 часов, то получится, что мужчина А за 10 часов изготовит 20 силков, мужчина Б из все установит за это же время, а мужчина В в последствии соберет и обработает эту дичь (20 зверьков). Следовательно, при данном разделении труда и тех же затратах времени мужчины могли бы дополнительно добыть 8 зверьков.

     Именно в этом и есть экономический смысл данного разделения труда, разделения по обязанностям на основе лучшего умения что-либо делать внутри группы людей или сообщества.

     Разделение труда внутри общины по второму отличительному признаку человека друг от друга, а именно, по умению явилось вторым крупным разделением труда.

     Со временем это различие в умении все более увеличивалось, особенно после применения человечеством предварительной подготовки, обучения, передачи определенных навыков, приобретения знаний, опыта. Внутри общин стали выделяться умельцы.

     Учет умения, длительности вложенного труда при добывании общей добычи и при ее распределении есть вершина распределительной системы. После достижения в распределительной экономической системе этого момента, являющегося пиком, данная система уже не может развивается, а вынуждена перерастать в иную систему, более совершенную. Как ни крути экономикой, а распределение всегда субъективно. И если к обычному субъективизму добавляется еще и другие причины, например, больше получает тот, кто находится ближе к распределителю (вождю, старейшинам), а не тот кто больше работает и умеет, то такая система начинает рушиться еще быстрее. Всякие распределительные системы порождают такие пороки, как подхалимаж, угодничество, лицемерие, приспособленчество и т.п. Многие человеческие пороки зародились еще в те далекие времена, времена конца стадности, а затем в период родовых общин. И как уже отмечалось, кто считает, что тот период был наиболее справедливым с точки зрения экономических отношений для всех людей, кривит душой, увы, это далеко не так. Борьба за выживание, за лучшее распределение общей добычи толкала людей на все.

      Факторы влияющие на уровень и развитие производительности труда.

     Уровень индивидуальной производительности труда зависит от таких факторов как:

1) Уровня умения (подготовленность человека, орудия труда, технология и т.п.);

2) Наличия ресурсов (использование природно-климатических условий);

3) Уровня накопленных ресурсов (транспортные магистрали, сооружения, здания и т.п.) и накопленных знаний и опыта, а также экономических традиций.    

     Уровень же общественной производительности труда зависит от:

 1) Уровня умения (подготовленность человека, орудия труда, технология и т.п.)

 2) Наличия ресурсов (использование природно-климатических условий);

 3) Уровня накопленных ресурсов (транспортные магистрали, сооружения, здания и т.п.) и накопленных знаний и опыта, а также экономических традиций;

 4) Миграционных возможностей (развитие возможности перемещения людей, продукта, производства и др.);

 5) Возможностей обмена (развитие возможности для добровольного обмена);

 6) Количество человек в процентном соотношении участвующих в сообществе прямо или косвенно в производстве продукта, т.е. занимающихся полезным трудом, а также времени этого участия.  

 

- Я приговариваю вас к 500 рублям денежного штрафа за оскорбление государственного служащего. Хотели бы вы что-нибудь сказать на это, обвиняемый?
- Вообще-то хотел бы! Но при таких ценах...

- Вы так очаровательны! Где же тот мелкий дефект, о котором вы писали в брачном объявлении?
- Пока в школе, но скоро придёт...

   Сын открывает отцу двери:
- Ух ты! Ну и удивится же мама! Она уже полчаса, как рассказывает тебе что-то по телефону!

- Мама, мне в школе все говорят, что я очень рассеянный. Это правда?
- Мальчик, твоя мама живёт в доме напротив.

    Женщина подходит к компании ребят на улице:
- Молодые люди, а у вас не найдется сигаретки для прекрасной дамы?
    Парень, протягивая сигарету:
- Держите... А что же она сама не подошла?

 

счетчик посещений    Рейтинг@Mail.ru    Гусев К.Б. © 2007    Книга "Обмен" - Новая теория экономики guskonstantin@yandex.ru
Hosted by uCoz